Психолог и Фейсбук: этика и границы

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: ...или любая другая социальная сеть. Предлагаю дискуссию для коллег! Статья отражает моё личное мнение и опыт.

Этические правила, разработанные для психологов и психотерапевтов, писались в эпоху проводных телефонов и бумажной корреспонденции.

В них нет ничего об электронных картотеках и хранении персональных данных (психологи экспериментируют, хакеры потирают ручки); о скайп-консультировании индивидуальном и групповом; о групповых онлайн-марафонах и закрытых анонимных группах в Интернет; нет ничего о правилах поведения в соцсетях вообще и на Фейсбуке в частности.

Поэтому, опираясь на старые добрые основы этики психологического консультирования, я предполагаю, что на Фейсбуке:
- использовать аккаунт для продвижения своих услуг можно, если направление, в котором работает специалист, не запрещает рекламу в целом (психологам-консультантам не запрещает); особенно это касается бизнес-страниц и рекламных блогов;
- вести личный блог и выкладывать семейные фото в открытый доступ психологу следует с особенной осторожностью, т.к. его читают потенциальные и даже реальные клиенты; подобная информация размывает профессиональную позицию психолога, усиливает перенос, в работе могут встретиться сюрпризы;
- добавлять в друзья всех потенциальных клиентов не надо (ИЛИ нужно использовать более тонкие настройки конфиденциальности для "друзей" и групп реальных друзей и родственников); если кто-то из новых френдов просит провести консультацию, следует предупредить его и удалить из друзей; даже если у вас полупустой и деловой аккаунт, "дружба" в соцсетях самим фактом опять размывает профессиональную позицию психолога по отношению к клиенту; тем не менее, мы не можем проконтролировать подписки клиентов, поэтому публичные записи должны поддерживать профессиональную позицию или хотя бы не касаться подробностей личной жизни;
- искать и добавлять своих реальных клиентов в друзья не нужно совсем! Хотя услужливый Фейсбук будет это рекомендовать, как только вы внесете номер телефона в контакты...
- подписываться на своих клиентов (просто заглядывать к ним, листать фото) так же странно, как прийти к ним на место работы посмотреть, как они там, или узнавать о них что-то через знакомых; соблазн велик, но дорогие коллеги, если вы не знаете чего-то о клиенте, значит, клиент пока не хочет раскрываться с этой стороны, либо это просто не важно для вашей темы - по сути это нарушение границ. Исключение, пожалуй, если клиент - популярная личность, блогер, актёр или политик, то публикации о нем и его жизни попадаются везде и все их читают. Ну и другое исключение - если клиент сам вас отправил смотреть какие-то фото (ну а вдруг).

На этом на сегодня всё. Буду рада услышать дополнения и мнения от коллег и просто сочувствующих!

Теги: Этика, Фейсбук, границы психологического консультирования
Комментарии
Надеждин Сергей Алексеевич
спасибо, актуально!
№1 | 28 ноября 2017
Наталья Ничипорова
P.S. Коллеги на Фейсбук предложили ещё один вариант - вести два аккаунта параллельно - личный и рабочий. Лично мне в этом чудится двойственность или излишняя скрытность. Но по крайней мере этот способ помогает сохранить профессиональные границы.
№2 | 28 ноября 2017
Обидина Вероника Александровна
Поддерживаю указанные выше рекомендации - и этими словами, и делом.Пришла к такой стратегии так же из общих этических принципов.Спасибо Вам за вынесение темы на обсуждение - иной раз вижу коллег, которые явно в растерянности в связи с массивным трендом продвижения своих услуг в сети.
№3 | 28 ноября 2017
Обидина Вероника Александровна
Дополнения:- добавление в друзья-с-ограничением "стучащихся" бывших клиентов (в психотерапии это сложнее, а работая с родителями детей легче - дети вырастают);- привнесение личного ровно настолько, насколько это разумно и полезно было бы сделать при личной встрече, и не с одним, а с несколькими клиентами;- вообще сесть и спокойно оценить насколько разумно публиковать личное в сети))).
№4 | 28 ноября 2017
Журавлева Галина Вячеславовна
Согласна с Вашими размышлениями. Но все новое влечет за собой желание попробовать, сделать как все, лучше всех и так далее. Вероятно на эту тему будет много разных мнений или "скромное" молчание. Я не имею личных страниц в соцсетях, только профессиональная информация, но это мое решение не открывать дверь настеж для всех, считаю, что вход по приглашению в таких случаях экологичнее. Спасибо за тему!
№5 | 28 ноября 2017
Марина Фатеева
Согласна с Вами, пишу в ФБ о профессиональных и околопрофессиональных событиях. С добавлением клиентов в друзья не все просто - я к ним не стучусь сама, но добавляю, если они стучатся. Причин отказать не вижу, личной информации, фотографий детей, мужа, меня в купальнике)) у меня там нет.Спасибо за тему, с интересом почитаю, как у других!
№6 | 28 ноября 2017
Наталья Ничипорова
Обидина Вероника Александровна, поясните немного насчёт добавления в друзья бывших клиентов! Вы их добавляете спустя какое-то время после окончания работы?
№7 | 28 ноября 2017
Обидина Вероника Александровна
Наталья Ничипорова, да (иногда оставляю запрос родителей "висящим" до окончания работы с ребенком и комментирую устно с чем это связано); редко, но бывает стучатся.
№8 | 29 ноября 2017
[ добавить комментарий ]